Что делать с нашим миром. (chtodelat2) wrote,
Что делать с нашим миром.
chtodelat2

К вопросу о прибытии мощей Николая Чудотворца

Познавательно и правда. Правда, многим может не понравится.

Оригинал взят у sibeaster в К вопросу о прибытии мощей Николая Чудотворца
Я написал этот пост полгода назад после поездки в Бари. В моем журнале он был выложен в полуподзамочном виде: читать его могли все, а комментарии я не открывал, чтобы все могли свободно высказаться. Я и не предполагал афишировать этот рассказ где-либо, кроме собственного блога, дабы не смущать простодушных. Но тут в СМИ появилась информация о скором прибытии в Россию из Бари мощей Николая Чудотворца, и тут уже молчать значило бы стать соучастником обмана.

Далее следует текст полугодовой давности.

Когда я был очень юным православным, я, разумеется, верил всему, что нам рассказывали с амвона и у аналоя. И вот увидев впервые в Италии мощи некоего святого в виде груды костей, я очень удивился. Приехав домой, я, благо интернет уже был доступен, почитал большевистские протоколы вскрытия мощей, где в раках обнаруживались всякие разные вещи - кроме нетленных останков. Изумленный, я ринулся к старшим опытным товарищам с вопросом, как же так, и те мне ответили: ну, разумеется, большинство мощей дошли до нам в скелетированном виде, а нетленность их - это популярное суеверие, которое ради мира в Церкви
[не стоит опровергать ...]
не стОит опровергать.

И вот я уже сам стал старшим товарищем, рассуждающим с умным видом о мире в Церкви, о духовной пользе для верующих и т.д. Считаю, что лучше мы сами разорвем этот заговор молчания, чем за нас это сделают очередные комиссары с наганами.

Когда-то я был шокирован тем, что все знают и давно смирились с мыслью, что моего патрона Алексия человека Божия никогда не существовало - это просто литературный персонаж. Так вот не только преподобного Алексия, но и самого любимого русского святого Николая Чудовторца, по моему глубокому убеждению, тоже не существовало.

Уже давно замечено, что в его житии имеются очевидные анахронизмы: Николая крестят в младенчестве (это в III веке), хотя в то время такой практики не было; перед посвящением в сан Николай едет в Иерусалим поклониться Гробу Господню, хотя в III веке никакого Иерусалима не было (на его месте была римская колония Элия, а уж о св. Гробе никто до Константина Великого и не знал). Из затруднения вышли еще в XIX веке, заявив, что в Мирах существовало два епископа-тезки, и их жития "перепутались". Объяснение довольно изящно выглядит, но принять его невозможно: выходит, что таким же образом можно слепить одного святого из, например, Серафима Саровского и Серафима Чичагова, или Петра Московского и Петра Полянского и т.п. Все-таки, почитание святого - это прежде всего подражание его жизни, а о каком подражании может идти речь, если житие содержит биографии двух разных человек?

Далее. По официальной версии святой жил в III - IV столетиях, то есть застал эпоху Вселенских соборов - золотого века христианской литературы. В ту эпоху писали, похоже, все: епископы постоянно переписывались друг с другом и встречались на частых соборах; писали друг другу из своих пустынь монахи; полемика никейцев и ариан требовала все новых аргументов, и праведная жизнь такого яркого святого должна была стать таким аргументом для никейцев. Но нет же, нет имени Николая среди участников ни одного известного науке собора , ни один из полемистов той эпохи Николая не упоминает. Для современников Николая Чудотворца не существовало.

Имя Николая Чудотворца впервые появляется в письменных источниках в VIII столетии, через 300 лет после принятой даты кончины святого. Для исследователей житийной литературы такая огромная лакуна между смертью и первым упоминанием влечет за собой однозначный вывод: житие сфальсифицировано.

История с перенесением мощей в Бари - это еще одна нелепица, из которой почему-то никто официально не спешит сделать оргвыводы. Святой, который по церковному преданию помогает всем и каждому, оказывается не в силах помешать похищению собственных мощей. Не было никакого перенесения - была заурядная кража со взломом; барийские пираты напали на беззащитные Миры, взломали гробницу и наспех извлекли ее содержимое. Легенда с похвалой рассказывает о моряке, который встал ногами в полный мира саркофаг и рыскал внутри руками, чтобы найти драгоценную главу. Представить эту сцену сейчас невозможно без содрогания; участники такой эксгумации подверглись бы преследованию за осквернение захоронения.

История с барийским похищением не заканчивается. Венецианцы утверждают, что их моряки немного опоздали в Бари и нашли лишь вскрытую гробницу и рыдающих греческих клириков. И вдруг, о чудо, из другого угла храма раздалось благоухание - как пояснили греки, они успели перепрятать мощи, и теперь святой благоуханием себя выдал. Венецианцы вскрыли другую гробницу и уплыли с ее содержимым. И поныне на венецианском Лидо хранится артефакт, называемый венецианцами мощами святого Николая.

Наконец турки (хотя здесь, скорее всего, они просто решили подзаработать на туристическом буме) утверждают, что мощи Николая по-прежнему находятся в Мирах.

Периодически в сети мелькают сообщения, что ученые изучали барийские и венецианские мощи; что в Бари хранится около 70 процентов скелета, еще сколько-то - в Венеции, а оставшиеся проценты либо утеряны, либо рассеяны по миру. У меня есть серьезные основания не верить этому утверждению: до начального источника информации не добраться. Обычно (по крайней мере, я видел неоднократно) вскрытые мощи выкладываются на обозрение (навскидку я видел такое в Риме, Милане, Венеции, Фиденце, Трани, Мольфетте и т.п.) - это такой изящный способ открыть народу глаза, не подрывая одновременно церковный авторитет. Так вот в Бари никаких мощей не показывают! В прошлом очерке я вам выкладывал фотографии: нет ни стеклянного, ни металлического, ни каменного, да никакого вообще ковчега. По официальной версии, ковчег с мощами замурован в алтаре. Но при этом утверждается, что мощи по-прежнему мироточат, и это миро собирают раз в год - 9 мая (если бы мы перешли на новый календарь, то и мы были отмечали "летнего Николу" в день Победы). Каким образом можно собрать миро из замурованного в пол ковчега - это вопрос выше моего понимания.

Ну и наконец о главном. Можно закрыть глаза на путаницу в житии, на сомнительность мощей, но невозможно молчать о том, что в глазах православных Николай прочно занял не подобающее смертному человеку место. Мне пришлось как-то присутствовать на пост-литургийном молебне этому святому и слышать этот перл (№ 3). Что можно сказать о людях, только что участвовавших в евхаристии, а потом называющих не Христа, а другого "надеждой всех христиан, источником чудес, защитителем верных, премудрым учителем, алчущих кормителем, плачущих веселием, нагих одеянием, больных врачом, по морю плавающих управителем, пленников свободителем, вдов и сирот питателем и заступником..." Пока православные с лупой искали антихриста (т.е. того кто "анти" - вместо Христа) в имени Наполеона, в номере нового паспорта, в ИННе и проч, этот антихрист давно уже проник в Церковь, и вы знаете его уважаемое имя. Все мы помним, как ради празднования все того же дня 9(22) мая была как-то перенесена на четверг родительская суббота, аккурат в этом году мы были вынуждены терпеть славословия Николаю в одно из пасхальных воскресений, да и память пророка Исайи начисто выскоблена из нашего календаря из-за все того же "летнего Николы".

Думаю понятно, что меня не было среди многочисленных русских паломников к гробнице Николая. Я просто стоял рядом и наблюдал. Все описанное происходило в воскресенье 16 октября сего 2016 года.

Группу паломников возглавляла некая экскурсоводша, последовательно рассказавшая подопечным все местные легенды о святом Николае. Паломники заняли места вдоль решетки, достали свои молитвословы (большинство читали акафист) и начали выдавать на-гора поклоны, как вдруг...Местный сторож (тот, кто отказался даже за деньги пустить меня к трону Илии) решил погасить лампадки и убрать цветы с алтаря, для чего он естественно открыл решетку. Гидша немедленно объявила "своим", что им крупно повезло, что сторож знает ее лично, а потому позволил им "приложиться". Пока сторож занимался уборкой, к решетке выстроилась толпа, из которой поочередно гидша выделяла одного (или одну), дабы тот мог "приложиться". Как вы помните, прикладываться там не к чему, а потому задачей паломников было сделать земной поклон и поцеловать мраморную плиту у окошка в алтаре. Некоторые, лучше подготовленные к процессу, прикладывали к плите бумажные иконки, цепочки, крестики и т.д. Меж тем процесс уборки закончился, и ошалевший от увиденного сторож беспомощно взирал на этих высокодуховных дикарей, бившихся в экстазе об мраморный пол. Затем он что-то сказал гидше и начал закрывать решетку.
Фарс набирал обороты. Гидша обнаружила в толпе еще "неприложившихся" людей не из своей группы и попыталась решительно их оттеснить от решетки. Разоблаченные "левые" люди кричали, что гидша не имеет права лишать и святыни, умоляли ее именем Иисуса Христа, Господа нашего, позволить им тоже приложиться.
Все было тщетным. Решетка захлопнулась. Надо было видеть лицо сторожа, столкнувшегося с нашей русской духовностью.
Паломники, и приложившиеся, и отвергнутые, тем временем вновь достали свои молитвословы и продолжили читать акафисты. Особенно продвинутые достали специально привезенные кошерные свечи (местные свечи - это алюминиевые баночки, они, понятное дело, отличаются от наших парафиновых), зажгли их и продолжили чтение.

Когда-то у Карташева я читал, что воины - иконоборцы, происходившие из горных районов Анатолии, - с недоумением взирали на пышный КПольский культ. Так вот я с неменьшим недоумением взирал на происходившее. В юности меня как-то миновала мания поездок по святым местам; я допускаю, что увиденное - это вполне нормальное и обычное явление среди русских паломников. Но все-таки надо понимать, что в Бари добрались не бабушки из дремучих деревень, слышавшие в жизни только председателя колхоза, приходского батюшку и радио Радонеж. Поездка в Бари - это недешевое удовольствие, и сюда могут доехать люди, умеющие зарабатывать и, следовательно, думать головой. Если православные, умеющие зарабатывать, таковы, то страшно подумать, что там дальше...

В то воскресенье я отчетливо понял, что у меня с этими людьми не разные взгляды по некоторым церковным вопросам, а просто разная вера.

Я долгое время сомневался, можно ли выкладывать этот очерк в общий доступ. А потом мне подумалось, что у нас в Церкви есть большая группа обманутых , маленькая кучка обманщиков, а также еще одна группа людей, обман осознавших, но из-за различных соображений продолжающих покрывать обман. Пора уж прекратить соучастие в обмане.
Tags: Христианство, обман
Subscribe

Posts from This Journal “Христианство” Tag

  • Реально тектонические сдвиги.

    Не углубляясь в то, что сегодня и так очень широко обсуждается, хочется обратить внимание читателей на одну дату : весь хайп украинской автокефалии…

  • В Коломне найдена часовня Александра Невского!

    Правда, находку чуть было не "потеряли" вновь, но всё-таки успели разобраться в ситуации. И всё благодаря традиционному русскому…

  • Обращение к христианам.

    Сегодня, в день, когда православные христиане отмечают Рождество Богородицы, хочется сказать одну вещь всем тем, кто готов верить в несуществующее и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments