Что делать с нашим миром. (chtodelat2) wrote,
Что делать с нашим миром.
chtodelat2

Образование, воспитание и развитие.

пост от первого лица.

Образование в наше время - штука весьма неоднозначная. Человек образованый не всегда является человеком разумным.
Не то чтобы я не верил в конкретно нашу образовательную систему, или в чьи-то другие, но любое системное обучение - это немного мёртвый процесс.
Любое знание, подаваемое централизовано - лишь свод правил, инертный и зачастую бесполезный. Все тысячи таблиц сопромата не сделают человека хорошим инженером, если он таковым не является. Из сотен усердных студентов-медиков мало кто станет доктором Темперанс Брэннан.
Людей учат фактам и правилам, которые имеют склонность меняться; к тому же, в потоке времени меняется не только наше знание о мире, но и сам мир - появляются и исчезают острова, моря, отрасли и государства. Да что там говорить - несколько веков назад мы жили на плоской Земле, и только потом узнали, что она круглая, чтобы затем вновь начать сомневаться в её истинном устройстве.

Любое значительное открытие, любой скачок в научном развитии означает лишь то, что кто-то умный и настойчивый пробил корку существующей системы и наглядно показал всем, что прежние представления являются неверными, и на самом деле всё иначе.
И все сразу начинают переучиваться.

Так что, образование - не совсем то, что определяет развитие человека, его успехи и перспективы.
К тому же - и это самое главное - научные степени часто не дают человеку способность правильно и хорошо жить.

Вот воспитание - другое дело. Человек воспитаный - это тот, кто знает, как нужно поступать в жизни, потому что у него есть тысячи и даже миллионы примеров того, как в разных ситуациях поступали люди, достойные подражания.
И, конечно же, получить эти примеры можно только из книг.

Человек воспитаный будет честно и правильно жить хоть на плоской, хоть на полой Земле - потому что замены и подмены фактов не влияют на его ценности и образ жизни.

Однако, и среди воспитаных людей встречаются подлецы, глупцы и неудачники; к тому же, эффект воспитания нередко оказывается настолько же низким, насколько часто со своей целью развить человека не справляется и образование.

Следует признать, что ни образование, ни воспитание; ни книги, ни учебники не гарантируют того, что ученик станет разумным, просвещённым и просто хорошим человеком.

Более того, и образование, и воспитание являются лишь инструментами для достижения некого абстрактного и всестороннего развития, которое трудно измерить, и ещё сложнее понять, как же его "получить".
И которое отличает духовно развитых людей от тех, кто, как говорится, "уехал из деревни, но деревня не уехала из него".

Попробую объяснить и развить эту мысль на личном примере.

Недели две назад я начал читать "Государя" Никколо Маккиавелли, которого впервые захотел прочесть лет семь назад - вычитал у умных людей, что без него никак, ни воспитания, ни образования. До того - видимо, в силу слабого образования и воспитания -  об этой книге я не слышал. Да.
Начал и остановился, прочитав две главы - а это, кстати, буквально две страницы. Остановился, потому что в этих двух главах уже видна вся современная история нашего государства, от СССР до текущей политики Кремля и даже случившегося у соседей майдана.
Во всяком случае, всё это удалось увидеть в нескольких абзацах. Очень многое поместилось в двух главах; они дали толчок огромному числу мыслей, и более глубокое понимание некоторых вопросов.

И, знаете, я абсолютно уверен, что семь лет назад ничего этого увидеть бы не удалось, и книга не произвела бы ни образовательного, ни воспитательного эффекта.
Почему? Потому что за это время я в чём-то развился, и стал более воспитаным и образованым.

Вот тут и встаёт в полный рост вопрос, для которого потребовалось столь пространное вступление от первого лица (надеюсь, оно справилось со своей задачей подсветить грани этого вопроса).

Вопрос :
в чём измеряется развитие?
Чем оно определяется?

И, знаете, ответ не заставил себя ждать. Он быстро нашёлся, и появился самым настоящим озарением. буквально-таки озарившим очень многое.
Ответ - чуть ниже, потому что он будет написан крупными буквами, и не хочется, чтобы его увидели раньше времени.

Ещё раз уточню, что именно мы ищем.

Это не "багаж знаний" и не объём усвоенной информации - они дают людей-энциклопедий, "заучивающих" знания и не всегда способных применить их.

Мы ищем то, за чем отправляем детей в школы роботехники и в МГУ; то, что есть у юриста, за день досконально осваивающего любую новую оргтехнику и то, чего нет у бухгалтера, так и не усвоившего основные возможности экселя; то, что дают своим ученикам преподаватели, час времени которых стоит пятизначных сумм.

Итак, развитие сознания  [определяется ...]определяется


количеством имеющихся в нём связей между событиями и фактами.

Не "количеством фактов и событий" - ведь они могут быть ложными, переменными и неточными.


Нет, важны именно связи.

Горизонтальные, вертикальные,
во времени и пространстве,
от малого - к великому;
из прошлого через настоящее к будущему;
от детских сказок и наблюдений за природой -
к великим открытиям и маленьким ежедневным победам.

Связи - это способы взаимодействия всего со всем, истинные и рабочие.

Связи - это математика.

Да что там говорить, даже карма - это всего лишь причинно-следственные связи фактов и объектов.



В этой связи сразу вспоминается рассказ Михаила Казиника о его школе - в которую, кстати, по слухам, детей министров возили на занятия на вертолётах. Видимо, было за чем.

Урок может быть посвящён, например, яблоку. Берётся яблоко и целый урок ученики вспоминают всё, что  знают о яблоке, от содержания железа в нём до истории с Прекрасной Еленой.
На следующем уроке место яблока может занять виноград, или восемнадцатый век, или кислород - да что угодно, на самом деле. И всё это - в связке друг с другом и со всем окружающим миром.

Такой метод даёт возможность создавать ученикам персональную карту мира, в которой все факты и события будут правильно зарисованы, упакованы и доступны для применения в любой момент.

Более того, такой метод даёт не только большое количество самих связей, но и - внимание! - учит находить и создавать новые, собственные связи.

Ученики учатся учиться. Успех - в этом.

Если у человека есть такая карта, где каждый предмет и явление находятся на своём месте, то владелец карты в любой момент, мгновенно и безболезненно, способен заменить неверный факт новым, более полным знанием, не засоряя сознание лишней и ложной информацией.

Именно точная информация, вместе с возможностью её применения, делает человека более образованым.
Более воспитаным. Более развитым.

Именно количество связей определяет уровень развития человека.

И, раз так, мы можем понять, что, в значительной степени, определяет уровень развития всей человеческой цивилизации, и возможную скорость изменения этого уровня.

И этот момент ещё более интересен - особенно, если рассматривать человека как временного носителя сознания, переживающего множество последовательных воплощений.

Скорость развития цивилизации определяется количеством информационных связей в сознании индивида, которые он способен передавать своему потомству генетически.

Многоточие. Жирное такое, многоточие.
Tags: Дети, Душа, Казиник, книги, образование
Subscribe

Posts from This Journal “Казиник” Tag

  • Казиник.

    Михаил Казиник. Потрясающий человек. Послушайте его, чтобы потом передать лучшее своим детям - ведь он не может учить всех. Не зацикливайтесь на его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments